Историческая справка.
________________________
Софья Петровна Кувшинникова (Сафонова 1847-1907) - русская художница,ученица и возлюбленная Исаака Левитана, прототип главной героини рассказа Чехова "Попрыгунья". И прототип скульптуры "Дачница" в Плёсе.
Она не отличалась особой красотой, но была весьма привлекательной,с фигурой Афродиты. Левитан не любил писать портреты,но эту женщину он рисовал не раз.Наиболее известен портрет, написанный в самом начале истории их любви, в 1888 году.Вот она — сидит в кресле, в роскошном белом атласном платье, смуглая, черноволосая, с осиной талией…
Вот её фотография тех времён:
Общее внимание она привлекала неповторимой своей оригинальностью. Картины, написанные Кувшинниковой, покупал сам Третьяков, её игрой на фортепьяно заслушивались общепризнанные московские пианисты-виртуозы. Кроме того Софья Петровна не меньше искусства любила охоту. Подолгу пропадая в подмосковных лесах, одна, одетая по-мужски, она возвращалась с полным ягдташем.
Это была чрезвычайно богато одарённая натура, которая в 1880-е годы устроила в скромной казенной квартирке своего мужа,служившего полицейским врачом, настоящий артистический салон.Многие в Москве знали этот дом — рядом с Мясницким полицейским участком, недалеко от Хитрова рынка, притона мошенников и убийц. И в течение долгого периода там собиралось огромное общество, состоявшее из художников, артистов, литераторов, певцов....
Там бывали Чехов со своими братьями, которые кстати и познакомили Левитана с Софьей Петровной,Перов,Репин,Степанов, звезды Малого театра - Ермолова, Ленский , Южин, знаменитый в те времена тенор Донской и многие, многие другие известные люди любили бывать у Кувшинниковой. Все эти блестящие люди находили здесь тепло, уют, интересное общение и неплохое угощение.
Занимаясь живописью,она ездила на этюды с художниками в качестве их полноправного товарища.. Ее рисунки хвалили критики и художники, их одобрял, советуя настойчиво учиться и работать, И.И. Левитан. На протяжении восьми лет она была его ученицей и близким другом, трижды приезжала вместе с ним и А.С. Степановым в Плёс. Многие искусствоведы полагают, что там, в Плёсе, Левитан и стал Левитаном, которого мы знаем… Левитан там был счастлив, он испытывал огромный подъем, который не мог не отразиться в его творчестве. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка», — удивленно говорил Чехов своему обычно меланхоличному другу.
Её мужа ,полицейского врача Д.П.Кувшинникова и большого любителя ружейной охоты,художник Перов изобразил на картине "Охотники на привале" в образе рассказчика.После того, как картина экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах.
В имении Островно Тверской губернии,которое принадлежало семейству Панафидиных, очень радушных людей,в последний их выезд на этюды в 1894 году произошло расставание Софьи Петровны с Левитаном,когда он там влюбился в Анну Турчанинову и переехал в её имение.Это было большим ударом для Кувшинниковой,жизнь её потускнела. Она как-то вдруг постарела, погасла, и хотя по-прежнему принимала гостей в своем доме у полицейского участка, ездила со знакомыми художниками на этюды, играла на рояле, но что-то сломалось в ней, как будто ушло из жизни что-то самое важное.
После смерти Левитана в 1900 году , ему не было и 40 лет, она написала воспоминания о нем. Там, в этих воспоминаниях, нет ни горечи, ни зла, ни упреков. Только добрые, теплые, трогательные слова о замечательном художнике, с которым ей довелось прожить рядом несколько лет…Сама Софья Петровна тоже умерла рано - 50-ти лет,в 1907 году,смерть её явилась полной неожиданностью для многих знавших её людей. Невероятное совпадение: художница умерла как Дымов у Чехова,заразившись тифом при уходе за одной одинокой женщиной,когда была летом на этюдах. Могила её неизвестна.
Одна из картин Софьи Кувшинниковой.