Ученые надеются на то, что трубки электронного фотоумножителя Large Underground Xenon (LUX) поймают вспышки света, которые выделяются в момент столкновения частиц темной материи с жидким ксеноном. LUX, имея 122 индикаторных трубки, является намного более чувствительным аппаратом, чем его ближайшие соперники в области изучения темной материи - всего лишь через несколько дней ученые-физики всего мира узнают, принесло ли это преимущество какие-либо определенные ощутимые результаты. Первые открытия проекта, который разрабатывается в Сэндфордском Научно-Исследовательском Центре, будут представлены публике 30 октября. Предполагается, что они должны подтвердить, насколько реальны сигналы темной материи, полученные во время других экспериментов; так же ожидается, что будет объявлено и то, сколько еще времени и денег потребуется на изучение темной материи. «Здесь есть потенциал, и все ученое сообщество ждет с затаенным дыханием результатов эксперимента», - говорит Хуан Коллар (Juan Collar), физик, который проводит другой эксперимент, связанный с темной материей, в Университете Чикаго в Иллинойсе.
Елена Эйприл, физик из Университета Коламбии в Нью-Йорке, занимается проектом-соперником LUX, XENON100 (КСЕНОН 100). Она уверена в том, что LUX не видел темной материи. “На этой стадии эксперимента просто не может быть никакого результата”,- утверждает она. В то же время Дэниел МакКинзи (Daniel McKinsey), представляя проект LUX, уверяет: “У нас есть детектор, который работает очень, очень хорошо.”
Проект LUX получил широкую огласку в этом году. Ученые благодаря астрономическим знают, что пять шестых всей материи Вселенной – это темная материя, которая обнаруживает себя в основном через ее гравитационное воздействие на так называемую светлую, то есть нормальную материю. Но попытки обнаружить ее напрямую до сих пор давали очень противоречивые результаты.
Эксперимент The DAMA/LIBRA (Dark Matter Large Sodium Iodide Bulk for Rare Processes/ Темная материя: поиск редких процессов при помощи большой массы йодида натрия) уловил достаточно существенный сигнал более 10 лет нахзад, однако не все ученые были уверены в его достоверности. В 2010 году в ходе экспериментов CoGeNT и Cryogenic Dark Matter Search (Криогенный поиск Темной Материи) так же удалось уловить возможное, но недостаточно убедительное присутствие темной материи; однако через год другой проект, XENON100, показал нулевой результат. Это породило жаркие дискуссии на тему чувствительности XENON100 к более легким частицам темной материи, которые были обнаружены в ходе двух других экспериментов.
В качестве одного из наиболее вероятных кандидатов на роль главной составляющей темной материи называют нейтралино, одну из гипотетических частиц, предсказываемых теориями, включающими суперсимметрию. Если, как ожидает Джонатан Фенг (Jonathan Feng), физик-теоретик из Университета Калифорнии, LUX установит порог определения частиц в три раза более четкий, чем у XENON100, это позволит исключить нейтралино и направить теоретические изыскания в сторону других кандидатов. “На нейтралино сфокусировано огромное внимание и усилия, поэтому результаты, которые скоро должны быть широко известны, на самом деле очень важны”, - говорит он.