Агафья Лыкова и "Таежный тупик" 30 лет спустяВ 1978 году, делая разведывательный геологический облет Саянской тайги в Хакасии в предгорье Алтая, в совершено диком и далеком от цивилизации лесу, летчики заметили кусок обработанный земли, в излучине горного притока реки Еринат. Сверху кусок земли напоминал огород с продольными грядками. Возникло предположение, что тут живут люди. Позже к этому месту была направлена группа пеших геологов, которые обнаружили 3–х людей: мужчину и 2–х женщин, живших в абсолютном уединении. Позже, только во время 5–ой встречи выяснилось, что людей всего 5–ро.
Это была семья староверов Лыковых. Глава семейства и отец — Карп Осипович и его дети: двое сыновей Савин и Дмитрий и две дочери Наталия и Агафья. За 17 лет до прибытия геологов семья была полной. Еще была жива жена и мать Акулина Карповна, которая не смогла пережить неурожай и голод, случившейся в 1961 году.
В результате церковной реформы 17 века, в Русской Православной Церкви случился религиозный раскол, получивший название "Никоновский раскол" по имени патриарха Никона, инициировавшего реформу вместе с русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. В результате гонений на христиан, не принявших церковных перемен, многие бежали подальше от властей и организовывали отдаленные поселения, где сохраняли старые обряды, быт и верования.
В одном из таких поселений в глухой тайге на реке Абакан, где проживало несколько семей староверов и жила семья Лыковых. Однако в конце 20–х годов прошлого века, туда добралась советская власть и Карл Осипович принял решение уйти еще дальше в леса. Вместе с женой Акулиной и двумя детьми: старшему Савину на тот момент едва исполнилось 11 лет, а его сестре Наталии было всего 4 года. Лыковы предпринимают попытку уйти по Еринату, притоку Абакана на лодке. Лодку, груженную скарбом тащили по воде бичевой, как бурлаки. 8 недель Лыковы прорывались в тайгу, подальше от цивилизации. Двое других детей: Дмитрий и Агафья родились уже на месте их отшельничества, где спустя еще 40 лет их обнаружили советские геологи.
Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В 1981 году умирает сразу три человека, оба брата и старшая сестра, которая, как утверждается, не перенесла горя утраты. Спустя еще 7 лет умирает отец Карл Осипович. Доктор Игорь Павлович Назаров, наблюдавший за семьей почти с самого момента их повторной встречи с цивилизацией утверждает, что Лыковы не имели необходимого иммунитета, ввиду отсутствия контактов с внешним миром и оказались неспособны противостоять обычным заболеваниям.
По началу, Лыковы наотрез отказываются от плодов цивилизации, соглашаясь принять только соль. Они так же категорически отказываются фотографироваться, что объясняет практически полное отсутствие качественных фотографий членов их семьи. Все фото делаются украдкой. Отказываются они и от возвращения в цивилизацию, объясняя это запретом веры: "в миру нам не можно".
С 1988 года, самая младшая из семейства Лыковых Агафья остается одна. К тому моменту, вопреки воле отца, она все же решится на путешествие в цивилизацию и увидит как живут современные люди. Это приведет к их размолвке с уже больным отцом и ускорит его кончину. Особое впечатление на Агафью произведет поезд — "дом на колесах". После смерти отца и используя кое–какой инструментарий, привезенный людьми она собственными силами строит новое жилище. В 1990 году, узнав о существовании Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ) Агафья предпримет попытку примкнуть к женскому монастырю и даже проходит обряд пострижения в иноки. "Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с инокинями часовенного согласия." (с) ВиКи
В 1983 году выйдет документальная повесть советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова "Таёжный тупик",описывающая встречу Лыковых с цивилизацией и их таёжный быт.
http://tululu.org/b16431/Так эта история была представлена в советской прессе. Однако в постперестроечное время, выяснились новые подробности. Оказывается местным егерям и охотникам "заимка Лыковых" — была известна с 30–х годов. Кроме того, в семье лыковых было три брата, одного из которых убили сотрудники бывшего Алтайского заповедника, приняв его за беглого заключенного. Оказывается, в военные и послевоенные годы, в обязанности егерей входил и поиск дезертиров, уклонистов от воинской службы, беглых бандитов и даже диверсантов. Агафья, младшая и последняя из выживших Лыковых в мельчайших деталях пересказывала отцовские рассказы о зверствах красноармейцев, которые они устраивали в деревнях и селениях, в том числе и среди староверов. О том, как вешали людей. Как разоряли и грабили хутора и силой сгоняли в колхозы. "Самая богопротивная власть — власть советская" — говорит Агафья. Так что у семьи Лыковых были все основания бежать и скрываться от советских властей.
В настоящий момент Агафья по прежнему живет в уединении, на расстоянии 300 км от ближайшего населенного пункта, все там же, в тайге, где с помощью властей республики Хакасия и Кемеровской области обзавелась небольшой фермой. Теперь у нее есть козы, куры и собака. В доме вместе с ней живет 9 кошек. Время от времени ее навещают люди из цивилизации, привозя с собой вещи первой необходимости. Через этих людей она поддерживает связь с многочисленными знакомыми по всему миру, которые за это время успели у нее побывать и знают ее лично, в числе которых патриарх Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ) Корнилий
5 лет с ней прожила послушница–староверка Надя, которая помогала ей по хозяйству.
http://sergeydolya.livejournal.com/655139.htmlНадя шла к Агафье пешком вместе с проводником почти месяц. Во время серьезной болезни Агафьи, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно обеспечивал ей вертолетную транспортировку на горячие ключи на реке Абакан, где она проводила по несколько недель. 17 лет назад у Агафьи появился сосед Ерофей Седов, геолог, тоже из староверов, который, кстати, был в числе первых людей, кто обеспечивал контакт Лыковых с цивилизацией, будучи проводником. Он же привел к Лыковым и Пескова, того самого, кто в 1983 году написал о них свою повесть. Соседа Агафья особенно не жалует, но навещает раз в неделю. Она вместе Ерофеем слушает радио, узнавая все больше о современном мире. "Раньше был царь, а теперь его президентом назвали." — метко замечает Агафья.
23 января 2013 года, Агафью наградили медалью "За Веру и Добро".
http://kemerovo.4geo.ru/news/show/2013/1/24/lykova Медаль отшельнице, вместе с другими продовольственными подарками доставил на вертолете глава Таштагольского района, Кемеровской области Владимир Макута. Он же и вручил ее лично.
С середины 90–х отшельничество Агафьи Лыковой приобретает символических характер. К ней едут, везут, несут всё и все, кто только может приехать и что только можно привезти в столь отдаленный уголок. Помимо журналистов, представителей власти, послушников–староверов, егерей и ученых ее также навещают и туристы–экстремалы. Побывать у Агафьи в гостях и хоть не надолго приобщиться к ее быту, для многих стало своеобразным аттракционом. С каждым годом хозяйство Агафьи все больше приходит в упадок. Отчасти из–за ее возраста и невозможности работать как прежде, отчасти из–за щедрых подношений. Крупы, макароны, сухари, даже консервы. Резиновые сапоги, свечи, вёдра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты и батарейки. Теперь Агафья заказывает вещи своим посетителям, как по каталогу. От домашнего скота, до помощника, да что бы "одной веры и безропотный". В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что–то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из под подарков. Огород зарастает бурьяном и деревьями. Приезжающие и приходящие гости что–то достраивают, доделывают, в том числе и под себя. Что–то ремонтируют, что–то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось.
"...вместо "отсталого" образа жизни и мысли Лыковых, погибает тот "современный" СССР, который их открыл, и, главное, описал на своем советском языке, с его неизбежностью просвещения. Но просвещение отменили. Все запуталось. Логика потерялась. И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990–х, из 2000–х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по–настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать.
В 1982 году оно кажется каким–то не одиноким, то одиночество. Кажется, что все "понарошку". Кажется, что "приедут, научат, спасут. А теперь, даже если в тайге толпа народу, даже если и правда приедут, и правда спасут, — все равно одиночество теперь настоящее."
http://www.rus-obr.ru/opinions/28989Документальный фильм "Лыковы. Таёжный тупик". https://www.youtube.com/watch?v=6YqdBSe ... e=youtu.beПодборка видеоматериалов о современном быте последней из Лыковых — Агафье.https://www.youtube.com/watch?v=WBXO4kE ... e=youtu.be